RU EN
 
 
 
 

Новости

03 Декабря

В новом проекте Ирины Наховой «Взгляд», встроенном в постоянную экспозицию ГМИИ им. А.С. Пушкина, соединяются две реальности: живопись старых мастеров, как часть классического музейного пространства, и техника – инструмент создания нового художественного языка. Выставка является своеобразным социологическим исследованием, в котором автор поднимает проблему актуализации живописи.
В проекте Ирины Наховой в ГМИИ им. А.С. Пушкина представлено семь видеоработ, каждая из которых создана по мотивам картин из коллекции Музея: «Дама за туалетом» Джулио Пиппи, «Грехопадение» Лукаса Кранаха Старшего, «Портрет Адриана Стевенса» Антониса ван Дейка, «Портрет старой женщины» Рембрандта, «Суета сует» Юриана ван Стрека, «Геркулес и Омфала» Франсуа Буше, «Натюрморт с атрибутами искусств» Жан-Батиста Симеона Шардена.
Выбор работ обусловлен разнообразием стилей, техники исполнения, времени написания произведения, возможности расположения видео в разных залах, а также вариациями жанров, таких как портрет, натюрморт и картина на религиозный сюжет.
Современные посетители, которые приходят посмотреть картины, воспринимают эти свидетельства прошлых эпох как нечто замершее, недосягаемое в своем великолепии. Ориентиры, которые вдохновляли художников на создание полотен, а зрителей на их восторженное восприятие, не формируют взгляды современные.
Под влиянием разнообразных средств технического воспроизведения, которых становится все больше и больше, посетители видят живопись глазами своих мобильных телефонов. По мнению куратора, фотографирование шедевров в музеях – это не столько попытка запечатлеть их на память, сколько коммуникационный жест, в основе которого лежит сообщаемость. Не увидеть, но поделиться – вот что стоит за быстротой и азартом, с которыми сегодня делаются снимки. А это значит, что взгляд как таковой скользит по поверхности вещей, бегло улавливая лишь некоторые визуальные подсказки.
Восстановить этот медленный взгляд можно только обратившись к современным техническим приспособлениям. Работа Ирины Наховой позволяет проследить, как из темноты начинают проступать детали – кружевной воротник, полы накидки, отдельные предметы, украшения. Иногда эти светящиеся дорожки петляют, и предполагаемый взгляд – речь именно о нем – возвращается к какому-нибудь уже прощупанному ранее участку. В самом деле, здесь взгляд не скользит, а прикасается – он словно ощупывает достоинства той или иной изображенной вещи, а вместе с этим в правах восстанавливается и другое время – время создания живописного изображения. Ведь это взгляд художника (или зрителя, ему сочувствующего) неспешно перемещается от одних деталей к другим, возвращается, петляет, Он сосредоточен на сгущениях краски, на едва заметном переходе от самих красочных масс к образуемым с их помощью элементам фигуративного изображения.
Приглашенный куратор выставки - Елена Петровская, российский философ, кандидат философских наук, антрополог, культуролог.

Выставка пройдет с 9.12.2016 по 29.01.2017.

2018
Август
Июль
Июнь
Май
Февраль
Январь
2017
Декабрь
Сентябрь
Август
Июль
Июнь
Апрель
Март
Февраль
Январь
2016
Декабрь
Ноябрь
Октябрь
Сентябрь
Август
Июль
Июнь
Май
Апрель
Февраль
Январь
2015
Декабрь
Ноябрь
Сентябрь
Июнь
Май
Апрель
Март
2014
Декабрь
Ноябрь
Октябрь
Сентябрь
Август
Июнь
Март
2013
Декабрь
Ноябрь
Сентябрь
Июль
Июнь
Май
Март
Февраль
Январь
2012
Декабрь
Ноябрь
Октябрь
Сентябрь
Июнь
Май
Апрель
Март
Февраль
2011
Декабрь
Ноябрь
Октябрь
Сентябрь
2010
Апрель